Новосибирский театр «Красный факел» на сцене Театра Наций
7 и 8 ноября на сцене Театра Наций в Москве новосибирский театр «Красный факел» впервые проведет свои гастроли в столице, представив спектакли «Бесы» и «Мертвые души» под руководством Андрея Прикотенко. Эти выступления приурочены к Дню Сибири, который отмечается 8 ноября.
Театр Наций активно развивает сотрудничество с региональными труппами, создавая платформу для обмена опытом и культурного диалога. В этом контексте гастроли «Красного факела» — не просто выступление, а важный шаг к укреплению связей между столицей и регионами.
Андрей Прикотенко, художественный руководитель театра, подчеркивает, что новые спектакли представляют собой не просто интерпретацию классики, но и отражение нового вектора развития театра. «Бесы» и «Мертвые души» — это программные работы, в которых участвуют как молодые артисты, так и заслуженные мастера сцены, создавая уникальную атмосферу единства и творчества. «В этих спектаклях представлена большая часть труппы: молодые артисты, заслуженные, среднее и старшее поколение. И, как мне кажется, в спектаклях, которые мы сыграем на сцене Театра Наций, заметно стилевое единство труппы, утвердившееся в сегодняшнем “Красном факеле”».
Спектакль «Бесы» откроет гастроли. В разные годы на сцене «Сибирского МХАТа» шли спектакли по «Селу Степанчикову», «Униженным и оскорбленным» и «Бедным людям». «Бесы» — первая сценическая версия романа Достоевского за 105 лет работы театра. Андрей Прикотенко называет это произведение одним из самых сложных для сценической компоновки, но уверяет, что его команда готова к такому вызову. Он проводит ассоциации между «Бесами» и известным фильмом «Однажды в Америке», подчеркивая, как молодежь, стремящаяся изменить мир, сталкивается с трагическими обстоятельствами. «Я считаю это величайшее и самое сложное произведение русской литературы, — говорит Андрей Прикотенко. — Этот во многом жуткий, а во многом смешной роман Достоевского очень сложен для сценической композиции. Наверное, самый сложный в моей жизни. Тем интереснее и ответственнее дело, за которое мы взялись».
На следующий день зрителей ждет постановка «Мертвые души» по мотивам поэмы Гоголя. Здесь художница Ольга Шаишмелашвили создала визуальный мир, в котором раскрываются темы путешествия и огромного пространства, отражая внутренний мир маленького человека. «Тема дороги и колокольчика, тема тройки, бесконечно несущейся по российским просторам, тема мертвых душ – помещики это, крестьяне или же весь мир? К художественному решению мы с Ольгой Шаишмелашвили пришли довольно быстро: захотелось визуализировать маленькую фигуру человека в огромном Космосе. Поэтому мы увеличили сценическое пространство, приблизившись к зрительному залу. Мне очень дорого, что актеры откликнулись на все эти идеи, включились в процесс, многое предлагали сами – и я уверен, что спектакль “Мертвые душ” можно назвать нашим совместным сочинением на тему поэмы Гоголя», — говорит Андрей Прикотенко.
Гастроли «Красного факела» в Москве представляют собой целую дилогию, объединяющую два великих текста в одну многослойную историю о русском духе, героизме и поиске смысла жизни. Это событие обещает стать важной вехой в культурном обмене между столицей и регионами, подчеркивая значимость классической литературы в современном театре.